«ТУЛАНАУЧПРИБОР»
Все права защищены. (с) НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧЕБНОЙ ТЕХНИКИ
НПО Учебной Техники «ТулаНаучПрибор»
Добро пожаловать! Последнее обновление 15.01.2024
Производитель учебного лабораторного оборудования для практикума c 2002 года
Для воспитания у учащихся сознательного отношения и усвоения правильных и безопасных методов и приемов работы преподаватели обязаны проводить инструктирование и обучение учащихся по соблюдению требований по охране и гигиене труда. Инструктаж и обучение по охране труда проводится со всеми учащимися в виде: 1) вводного (при первом посещении кабинета); 2) на рабочем месте (перед выполнением лабораторных и практических работ).
На вводном инструктаже преподаватель должен ознакомить учащихся с правилами распорядка в кабинете физики, правилами охраны и гигиены труда; с опасными факторами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и соответствующими мерами предосторожности. Вводный инструктаж проводится заведующим кабинетом (преподавателем) физики в виде лекций, беседы.
Основные требования безопасной работы в учебном кабинете.
Общие требования безопасности при
эксплуатации учебного оборудования
Инструктаж на рабочем месте дополняет вводный инструктаж по охране и имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, с назначением приспособлений и ограждений, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными факторами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций и при оказании первой доврачебной помощи.
По окончании инструктажа на рабочем месте преподаватель разрешает приступить к самостоятельной работе после того, как убедится, что все учащиеся усвоили инструктаж. Инструктаж на рабочем месте должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы.
В процессе выполнения работы преподаватель и лаборант обязаны систематически контролировать выполнение каждым учащимся данных ему при инструктаже указаний о безопасном способе выполнения работы.
УЧЕБНАЯ ТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Состав и сфера применения
1.1.1. Учебные приборы - учебные лабораторные установки (далее "приборы") - это средства обучения, являющиеся техническими устройствами и служащие для измерения, регулирования и контроля, а также для изучения процессов, явлений, закономерностей.
1.1.2. Для эффективного использования в учебном процессе приборы могут подразделяться на демонстрационные и лабораторные.
1.1.3. Демонстрационные приборы должны использоваться преподавателем при показе всей аудитории.
1.1.4. Лабораторные приборы обучающиеся должны использовать для постановки опытов при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума.
1.1.5. Лабораторные приборы должны выпускаться комплектами с методическими указаниями для обеспечения возможности выполнения всеми обучающимися экспериментальных работ по курсу.
1.1.6. По условиям эксплуатации приборы могут быть разделены на автономные и базовые.
1.1.7. К базовым приборам относятся приборы многократного использования, которые позволяют создать на их основе различные установки по разным темам учебных программ путем присоединения к ним унифицированных узлов и деталей (трансформатор универсальный, осциллограф электронный, универсальные измерительные приборы, счетчик-секундомер, универсальные источники тока и др.).
2. Общие требования к учебным приборам
2.2.1. Приборы и принадлежности для каждой работы необходимо комплектовать в отдельной упаковке с приложением их перечня.
2.2.2. Приборы должны иметь методические инструкции с указанием назначения приборов, правил пользования ими, сведений по технике безопасности, способами регулирования, сборки, разборки, профилактики, ремонта.
2.2.3. Количество информации, заложенной в приборе, должно соответствовать объему внимания и возможностям восприятия и переработки информации обучающимися.
2.2.4. Порядок расположения информативных элементов на приборе-установке, место и порядок расположения органов перемещения, управления и направление их перемещения должны соответствовать закрепленным и вновь формируемым навыкам человека (с учетом быстроты и легкости их формирования).
2.2.4.1. Для органов управления, расположенных на вертикальных приборных досках, положения "Включено" или "Увеличение" рекомендуется устанавливать перемещением органа управления вверх, а "Выключено" или "Уменьшение" - перемещением вниз.
2.2.4.2. Для органов управления, расположенных на горизонтальных приборных досках, положения "Включено" или "Увеличение" следует устанавливать перемещением органа управления вперед, а положения "Выключено" или "Уменьшение" - перемещением назад.
2.2.5. Учебные приборы и установки должны быть безотказными и удобными в обращении.
2.2.6. При создании приборов и установок должно быть обеспечено удобство соединения приборов при сборке схем.
2.2.7. Способ кодирования информативных элементов в приборах (числами, надписями, цветом, формой, символами, рамкой) должен соответствовать возможностям восприятия и переработки обучающимся .
2.2.7.1. При кодировании органов управления размером количество используемых размеров должно быть ограничено двумя-тремя: небольшой, средний, большой.
2.2.7.2. При кодировании органов управления надписями их следует располагать на самом органе управления или в непосредственной близости к нему. Надписи должны быть короткими с общепринятыми сокращениями и символами.
2.2.7.3. Кодирование органов управления цветом должно соответствовать ГОСТ 12.4.026-76.
2.2.8. Учебные приборы и учебное оборудование по своей конструкции должно быть удобно для транспортировки к месту назначения, хранения и переноски при проведении занятий.
2.2.9. В корпусе перемещаемого вручную переносного прибора рекомендуется располагать устройства для захвата руками. Такими устройствами могут быть специальные ручки или углубления. Расположение и форма этих устройств должны обеспечивать удобный захват и перенос прибора.
2.2.10. Прибор, с которым разрешается работать только преподавателю, должен быть снабжен не стираемой при эксплуатации надписью: "Используется только преподавателем".
2.2.11. Масса переносного прибора должна соответствовать силовым возможностям учащегося или преподавателя (в зависимости от назначения).
2.2.12. Усилия, применяемые к органам управления и перемещаемым элементам конструкции прибора, должны соответствовать силовым возможностям человека.
2.2.12.1. При использовании нажимных кнопок в качестве органов управления поверхность кнопки должна иметь вогнутость для пальца и шероховатость.
2.2.12.2. Для индикации включения кнопки должен быть предусмотрен ясно различимый щелчок.
2.2.12.3. При использовании в качестве органов управления тумблеры должны иметь два положения. Переключение должно сопровождаться щелчком. Длина рычажка от 1,3 - 5 см.
2.2.12.4. Поворотные переключатели могут иметь либо подвижной указатель при неподвижной шкале, либо подвижную шкалу при неподвижном указателе.
2.2.12.5. В поворотных переключателях должна быть обеспечена фиксация щелчком каждого положения.
2.2.12.6. Поворотные ручки рекомендуется использовать как для грубого, так и для тонкого регулирования. Ручка должна быть снабжена указателем или маркером.
2.2.13. Органы управления должны обладать достаточным механическим сопротивлением, чтобы уменьшить возможность случайного включения.
2.2.14. Отдельные конструктивные элементы прибора, входящие в контакт с рукой человека, например, органы управления, ручки корпуса, детали инструментов, должны соответствовать размерам и форме захвата руки обучающегося (преподавателя).
2.2.15. При размещении, хранении и комплектации учебных приборов необходимо исходить из удобства обращения с ними, а также возможности быстрого извлечения их с мест хранения и перенесения на рабочие места и возврата обратно без нарушения правил эксплуатации оборудования.
2.2.16. Для передачи информации о назначении объекта следует использовать надписи, а о его количественных характеристиках - числа.
2.2.17. Для отображения состояния отдельных объектов и явлений с помощью учебных приборов следует использовать разнообразные элементы индикации.
2.2.18. В качестве элементов индикации могут быть использованы счетчики, стрелочные измерительные приборы, лампочки накаливания, оптико-механические проекционные приборы, газоразрядные и электролюминесцентные индикаторы, полупроводниковые светодиоды, электронно-лучевые трубки и др.
2.2.19. Каждый элемент индикации должен наиболее адекватно отобразить определенные характеристики объекта.
2.2.20. Для отображения бинарных состояний системы (работает - не работает, включено - выключено и др.), а также для опознания объекта, для предупреждения, предостережения необходимо применять лампы накаливания, газоразрядные индикаторы или сигнальные светодиоды. Эти элементы должны иметь достаточную яркость, четкость и надежность в работе.
2.2.21. Для отображения сообщения, словесной инструкции, последовательности операций рекомендуется использовать сигнальные оптические табло с различными трафаретами (транспарантами) или электролюминесцентные индикаторы.
2.2.22. Для количественного чтения следует использовать электроннолучевые трубки, шкалы, стрелочные индикаторы со шкалами, счетчики с цифровым отсчетом.
В счетчиках с цифровым отсчетом цифры при последовательном их считывании должны следовать друг за другом не чаще двух за 1 сек. Цветовой контраст цифр и фона должен быть высоким.
2.2.23. Использование электроннолучевых трубок в учебных целях должно показать связь между многими параметрами.
2.2.24. Стрелочную индикацию рекомендуется использовать для качественного чтения, когда важны не абсолютные значения, а сведения об изменении того или иного параметра или тенденция развития процесса.
2.2.25. Время, затрачиваемое на подготовку приборов и установок к работе, на достижение основного режима работы с момента включения, на осуществление поставленных задач и целей должно быть небольшим, точно рассчитанным и сопоставимым с ограниченным временем занятия.
2.2.26. В одном приборе можно использовать светлые и более темные поверхности, что облегчает ориентировку в зоне управления и служит средством эстетической выразительности.
2.2.27. Форма приборов не должна быть сложной. Рекомендуется форма, образуемая из простых малорасчлененных прямоугольных объемов. Для акцентирования отдельных объемов можно поверхность с зоной управления разместить под небольшим углом к основной поверхности.
2.2.28. Графические и изобразительные элементы прибора должны быть выразительны и соподчинены с общим композиционным решением.
2.2.29. Сочленения, скругления и сопряжения поверхностей прибора должны быть чисто выполнены. В приборе не рекомендуется оставлять зазоры, углубления и стыки элементов формы, где возможно скопление пыли и грязи.
2.2.30. Поверхность прибора должна быть тщательно покрыта и отделана, быть устойчивой к повреждениям.
2.2.31. Фирменные знаки должны быть выразительными, упаковка приборов - красивой.
3. Требования к лабораторным учебным приборам
3.4.1. Лабораторные приборы должны быть небольших размеров, предельно просты, прочны и надежны в работе.
3.4.2. Внешняя форма лабораторных приборов должна быть удобной для хранения в специальных укладках (лотках).
3.4.3. При выборе принципа построения, разметки, размеров и оцифровки шкал лабораторных приборов следует руководствоваться ГОСТ 5365-70 "Приборы измерительные. Циферблаты и шкалы. Технические требования", а цифры и знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ 2930-62.
3.4.4. В лабораторных измерительных приборах стрелка должна перекрывать малую отметку шкалы не менее чем на О,3 и не более чем на 0,8 длины отметки.
3.4.5. В точных измерительных приборах следует применять зеркальные шкалы или оптические индикаторы (цифровое табло или световые указатели).
3.4.6. Относительная погрешность показаний лабораторного измерительного прибора должна быть не более 5% для лабораторных практикумов.
3.4.7. Учебные лабораторные приборы, предназначенные для ознакомления с принципом и устройством их действия, должны иметь корпуса из прочных прозрачных материалов.
3.4.8. Лабораторные электрические приборы должны сохранять работоспособность после кратковременных перегрузок и коротких замыканий. Рекомендуется снабжать их автоматическими предохранителями (тепловыми или электронными). Плавкие предохранители лабораторных электрических приборов должны размещаться в недоступном для учащихся месте. Смена предохранителя должна производиться только с применением инструмента.
3.4.9. Лабораторные электрические приборы, имеющие открытые токопроводящие части, должны работать при напряжении не выше 12 В и потреблять ток не более 2 А.
3.4.10. Габариты приборов и установок должны учитывать необходимость компактного размещения их на рабочем месте при максимальной обозреваемости отдельных особенно важных компонентов.
ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ И ЛАБОРАТОРИЯХ
1. В соответствии с законодательством РФ по охране труда № 1810ФЗ от 17.07.99 г. и Правил пожарной безопасности ППБ-01-03 в учреждениях образования руководство и ответственность за охрану труда и пожарную безопасность возлагается на заведующих учебными кабинетами.
2. Заведующие учебными кабинетами обязаны:
- организовывать выполнение инструкций, предписаний, решений технической, пожарной и санитарной инспекций по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, соблюдения санитарии, организовывать систематические осмотры и ремонт приборов, установок предназначенных для проведения лабораторных и практических работ;
- обеспечивать кабинеты инструкциями по охране труда и пожарной безопасности др. нормативными документами;
3. Проводить инструктаж студентов по охране труда и пожарной безопасности с занесением в журнал.
4. Обеспечивать безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструмента и приспособлений, а также санитарное состояние учебных кабинетов, лабораторий, в пределах своих полномочий и компетенций разрабатывает мероприятия по охране труда в план техникума.
5. Знакомить студентов с правилами поведения и действий в случаях возникновения опасных ситуаций (возгорание, теракт и др.).
6. Знать и научить студентов в экстренных случаях пути организованного выхода из учебных кабинетов и этажей учебного корпуса. Двери выхода с этажей на эвакуационных выходах должны открываться в направлении выхода.
7. Не допускать захламленности проходов для свободного выхода людей, обеспечивать освещенность кабинетов в соответствии с нормами.
8. Приостанавливать проведение занятий, практических и лабораторных работ сопряженных с опасностью для здоровья и жизни студентов и докладывать об этом директору.
9. При проведении практических работ в кабинетах (лабораториях), имеющих приточно-вытяжную вентиляцию включать её не позже, чем за 5 мин. До занятий и выключать её после окончания занятий.
10. Во время проведения занятий и практических работ студентам запрещается ходить по кабинету, отвлекать от работы соседей, мешать им, нажимать или включать кнопки, действие которых им неизвестно.
При работе с двигателями внутреннего сгорания нельзя близко наклоняться к вращающимся частям двигателя (эл. двигателя).
11. При всех случаях обнаружения повреждений электропроводки, проводов, кабеля, специфического запаха дыма нужно немедленно отключить напряжение и вызвать специалиста.
В учебных кабинетах (лабораториях) запрещается:
1. Загромождать коридоры, рекреации, проходные лестницы, проходы к средствам пожаротушения, хранить легковоспламеняющиеся вещества и жидкости возле отопительных и нагревательных приборов;
2. Мыть столы, полы др.оборудование, агрегаты бензином, керосином и т.д.
3. Убирать случайно пролитые огнеопасные жидкости при зажженных горелках и включенных электронагревательных приборах.
4. Все учебные кабинеты (лаборатории) должны быть обеспечены средствами пожаротушения в соответствии с нормами.
5. При проведении практических работ, опытов устанавливать предельные показания контрольно-измерительных приборов, нарушение которых может вызвать взрыв или пожар.
6. Во всех местах, опасных в пожарном отношении, должны быть вывешены плакаты на противопожарные темы, предупредительные знаки и т.д.
7. При возникновении пожара немедленно позвонить по телефону 01, принять экстренные меры по эвакуации людей, имеющимся персоналом и средствами (огнетушитель, песок, кошма) приступить к тушению пожара.